Православные отмечают Лазареву субботу и Вербное воскресенье

icon 17:13
icon 103 просмотра
Православные отмечают Лазареву субботу и Вербное воскресенье

В этом году Вербное воскресенье приходится на 9 апреля. Заканчивается Святая Четыредесятница, которая установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, и начинается Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

В воскресенье, которое у нас называется Вербным, празднуется дата входа Господнего в Иерусалим. Приближаются последние дни земной жизни Господа. Скрывая до сих пор свою миссию, на этот раз он сделал все явным: повелел ученикам найти ослика, сел на него и въехал в город.

При этом в городе уже ждали, что Спаситель явится в город, потому что было такое пророчество. И уже проведали о том, что Христос воскресил человека, который умер 4 дня назад.

Это произошло накануне, в субботу. Христос воскресил Своего друга – Лазаря.

Когда Христос уже собирался идти в столицу, из расположенного рядом с ней селения Вифания пришла весть о том, что заболел Лазарь.

Сестры Лазаря, Марфа и Мария, прислали к Спасителю вестника, которому Тот сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин 11, 4). Смысл Его слов стал понятен не сразу. Тем более что когда Христос с учениками пришел в Вифанию, Лазарь уже скончался. Шел четвертый день с момента его погребения, и Спасителя встретили  опечаленные сестры умершего.

– Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, – сказала Ему Марфа.

– Воскреснет брат твой, – утешил ее Иисус.

– Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, – ответила Марфа.

Сложно сказать, какие чувства она испытывала при этом. Но именно тут Спаситель произнес фразу, которая стала одной из ключевых в последующей жизни всей христианской Церкви.

– Я и есть воскресение и жизнь, – сказал Он, – верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.

После этих слов Иисус вместе с сестрами Лазаря, Своими учениками и в окружении толпы пришел ко гробу умершего и приказал открыть дверь внутрь. Когда камень, закрывавший вход, отвалили, к удивлению, смущению и испугу многих из усыпальницы, весь обвитый погребальными пеленами, вышел воскресший друг Господа.

Это событие вошло в богослужебную жизнь Церкви под названием Лазаревой субботы. Она отмечается накануне праздника входа Господня в Иерусалим.

Весь Иерусалим всколыхнулся от вести о величайшем чуде воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного мертвеца Лазаря. Надо было встретить со славой невиданного миром Чудотворца, сотворившего такое неслыханное чудо. Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

Господа Иисуса Христа встречали не как царя славы земной, а как духовного Царя. Ему кричали «Осанна!», что значит «спаси же». В Нем видели Спасителя и вождя к высшей славе.

Казалось бы, радостью должно было наполниться сердце Господа Иисуса, а Он, глядя на Иерусалим со спуска горы, плакал, и обильные слезы струились по ланитам Его. Он, Всеведущий Сын Божий, знал, что неверный народ еврейский уже через пять дней будет кричать пред Понтием Пилатом: «Распни, распни Его!»

Многие ожидали увидеть Пророка, умеющего воскрешать мертвых, в облике воина, на коне, с оружием и в доспехах. Рассчитывали, что он провозгласит себя правителем, начнет национально-освободительное движение. Христос же предпочел въехать на мирном ослике, чтобы показать: Он — царь Мира, а не войны.

Народ встречал его доступной тогда почестью — пальмовыми ветвями. У нас, в России, эти пальмовые ветви символизируются веточками вербы — теми растениями, которые пробуждаются одними из первых в нашей климатической полосе.

В этом празднике есть момент глубокого трагизма: Иисус идет навстречу своим последним дням, навстречу Голгофе и распятию. Первосвященники не смогут поверить, что подлинный Мессия пришел в город не как грозный воитель, победоносный полководец, а въехал скромно на ослике. Они не признают его и призовут распять.

В этом и содержится основной пафос христианства: служение не роскоши, славе и почету, не грубой силе, а — служение миру и добру. Христианство — это власть, которая взята Богом не путем оружия и насилия, а путем мира, любви, беседы. В этом и есть главное содержание Вербного воскресенья.